Карта Йошкар-Ола

Может ли один и тот же музей одновременно удовлетворять потребностям и специалистов, и учащихся, и широкой публики?

Может ли один и тот же музей одновре¬менно удовлетворять потребностям и специа-листов, и учащихся, и широкой публики? Ясно, что не может. В музее научном будет очень многое такое, прежде всего, что совер¬шенно не нужно, не понятно, скучно и уча-щимся, и рядовой публике. Ученый, работая над тем или другим вопросом, нуждается не в кое-каких случайных и неполных обрывках подлежащего изучению материала, а в полных и всесторонних сериях предметов данного рода и вида. Только после того, как он уста¬новит совершенно точно пределы возможного разнообразия, ему удастся установить то одно¬образие, в котором сказывается закон и су¬щество изучаемых явлений, и только когда определена норма, музейщик подберет те наи¬более типичные предметы, которые нужно по¬казывать учащемуся или массовому посети¬телю, чтобы он их запечатлел в своей памяти. Если ввести неподготовленного человека в специально-научный музей, он, как говорится, за деревьями не увидит леса и среди мно¬жества козявок, мушек, таракашек не приметит слона. Поэтому естественно, что собрания, которые представляют самый животрепещущий интерес для специалистов, нагоняют тоску на публику, зачастую не подозревающую, что существуют те проблемы, над разрешением которых трудятся ученые, и публика склады¬вает разные смешные анекдоты про чудаков-специалистов, занятых непонятным крохобор-
54
ством- И даже учащийся, которому только еще предстоит проникнуть в понимание вот этих самых ‘проблем, потеряет всякую путе¬водную нить и всякую надежду разобраться в чем либо, если сразу увидит все факты во всей их трудно обозримой сложности. Устраи-вать специальный исследовательский музей для публичного показа — опасная организационная ошибка!
Такою же опасною организационною ошибкою было бы и устройство учебного музея в ка¬честве публичного: музеи требуют затрат, за¬траты эти можно считать производительными только в том случае, если просветительная цель будет достигнута, т. е. если народ бу¬дет ходить в музей,—а массовый посетитель не станет ходить в учебный музей, потому что ему там будет скучно: в музей не ходят, чтобы учиться азбуке или чтобы системати¬чески прорабатывать тот или иной вопрос! Методы школьного обучения не совпадают с методами внешкольного просвещения. В музей широкие массы ходят в нерабочее время, в дни отдыха, для — пусть культурного! — раз¬влечения. С этим надо считаться.

Добавить комментарий