Карта Йошкар-Ола

Декоративно-прикладное искусство башкирского народа

Эту статью мне порекомендовал мой знакомый, компании котрого понадобился оцинкованный лист цена, и они приоборели этот лист по приемлемой цене у надежного поставщика, который всегда их выручает. Географические условия и хозяйственная деятельность, сложность этнической и политической истории, территори­ально-племенные особенности в культуре и бытовом укладе нашли отражение в богатстве и многообразии форм башкир­ского народного изобразительного искусства. Резьба и рос­пись по дереву, тиснение на коже и ювелирное дело, вышив­ка и аппликация, ковроделие и художественное ткачество, изготовление украшений из кораллов, бисера и монет, узор­ная вязка — таковы наиболее характерные формы башкир­ского народного декоративно-прикладного искусства.

Многие изделия из дерева получили декоративное оформ­ление, но с особенной тщательностью отделывались бытовые предметы: деревянная утварь, подсвечники, шкатулки, фут­ляры для курая, посохи, подставки для сундуков и постель­ных принадлежностей, кухонные шкафчики, иногда орудия прядения и ткачества. Употреблялись в быту башкир и бере­стяные изделия: посуда для хранения меда и масла, различ­ного рода короба и корзины, колыбели, некоторые инстру­менты ткачества и пчеловодства. Детские колыбели, туески, корзины для ягод орнаментировались несложной резьбой, шитьем или аппликацией. Часто орнаментировались хомуты, дуги, седла, т. е. предметы, связанные с убранством коня, имевшего большое значение в повседневной жизни башкира и поэтому пользовавшегося всегда его заботой и любовью. По достоинствам коня, по качеству и отделке оружия судили о самом батыре. Поэтому декоративному оформлению боевого и охотничьего оружия (сабля, щит, лук, стрелы) и снаряже­ния придавалось первостепенное значение. Говоря об орна­ментации кожаных изделий и ювелирном искусстве, заме­тим, что об этих отраслях башкирского искусства мы можем судить лишь по их состоянию на конец XIX — начало XX вв. Ввиду распада былой военной организации башкирского об­щества и периодических запретов царским правительством, опасавшимся башкирских восстаний, иметь башкирам куз­ницы, пришли в упадок кузнечное дело и вместе с ним юве­лирное искусство.

Ассортимент башкирских ювелирных изделий широк, спо­собы их отделки разнообразны. Наиболее характерным при­емом орнаментации оружия и металлических частей сбруи бы­ла серебряная насечка по металлу. Серебром отделывались стремена. Несколько раньше серебряным и золотым узором украшались ножны и рукоятки сабель и ножей. На браслеты и серьги, перстни и кольца, различные (косные, шейные, на­грудные) подвески и застежки, пряжки и поясные накладки узоры наносились гравировкой, чеканкой, штампом, черне­нием: довольно широко применялись скань, а также вставки из цветного камня, главным образом, из бирюзы и сердолика.

Изготовление украшений из кораллов, бисера и монет, в отличие от резьбы по дереву, тиснения и ювелирного дела, является женским творчеством. Но наиболее яркое и полное воплощение искусство женщин нашло в вышивке и апплика­ции, ковроделии и узорном ткачестве. Вышивкой украша­лись праздничная и обрядовая одежда, многочисленные пред­меты убранства дома. В древности вышивка выполнялась по бересте, войлоку и коже. В целом в башкирской вышивке на­считывается более двух десятков различных швов.

Добавить комментарий