Карта Йошкар-Ола

Башкирская народная музыка

Об этой статье мне рассказал мой знакомый, котрому по работе часто ребуется гибкая черепица по выгодной цене, и его выручает надежная компания, с которой он давно сотрудничает. Там хорошие услоивия, доступные цены, высокое качество товара. Он очень доволен. Изначально народная музыка была связана с древними тотемистическими верованиями, народными праздниками, семейно-бытовыми обрядами, охотничьей и трудовой деятельностью, с мифологией и эпосом. Более позднее происхождение имеют протяжные песни, байты, мунажаты, деревенские, «рекрутские», «зимагорские» песни, инструментальные марши и мелодии лирических танцев.

В хозяйственной жизни башкир большое место занимала охота. Башкир-охотник, не имея огнестрельного оружия, мог поражать зверя или птицу стрелой из лука камнем из пращи или метательным копьем. Для этого он должен был либо, оставаясь незамеченным, близко подползти к зверю или дичи, либо же подманивать их к себе. Отсюда, у башкир в древности была выработана своеобразная охотничья практика — подражание голосам животных, а также крикам и пересвистываниям птиц. У отдельных виртуозов, владевших подобными охотничьими приемами, это подражание перерастало в своеобразное искусство, отголоски которого встречают­ся и поныне.

Охотничьи приемы подражания горлом всевозможным крикам и пересвистам явились той базой, на которой в древности развивалось в быту башкир такое своеобразное явление, как узляу — редко встречаемое искусство певца-исполнителя, добивающегося двухголосья с помощью тянущегося в нижнем регистре остинатного звука и одновременно — особого тембра мелодии,  звучащей в верхнем регистре.

В соответствии с характером жизни в древности у башкир широко были развиты изобразительные, про­граммные пьесы для курая. Каждая из этих музыкаль­ных пьес, наряду с определенной мелодией имела и свою сопутствующую музыке легенду, часто представ­ляющую самостоятельное художественное произведе­ние. В легенде к пьесе «Поющий журавль», которую слышал еще Ибн-Фадлан в первой четверти Xв. журавли предстают то предвестниками добра, то несчастья. По мотивам этой древней легенды и музыкальной пьесы в советское время написан баш­кирский национальный балет «Журавлиная песнь».

Народная музыка башкир представлена вокальными и инструментальными произведениями.

К вокальной музыке относятся обрядовые напевы (заклички дождя и солнца, свадебные напевы), напевы эпических сказаний, песенные вставки в сказках, кубаиры, байты, мунажаты, книжные напевы («Мухамадия», «Юсуф и Зулейха» и др.), звукоподражательные попевки, сольное двухголосное гортанное пение (узляу) и лирические песни, отличающиеся разнообразием тематики и музыкальной стилистики. Среди них выделяются протяжные песни узун-кюй, короткие песни кыска-кюй, плясовые песни такмак и др. Кроме того, в соответствии с возрастными группами различаются  детские   песни  (игровые,   колыбельные,   песни потешки) и молодежные (хороводно-игровые).

Различные музыкальные жанры и формы сформировались и развились в результате длительной исторической эволюции.

Большинство произведений башкирской народной музыки исполняются в сопровождении народных инструментов.

Отдельные музыкальные пьесы содержат и поэтические тексты.  Таковы, например, песни «Перепелка»,   «Буренушка»,   «Хромой конь» и др.

Исключительное значение лошади в жизни башкир, особенно ее роль в походах и войнах, породило множество песен и инструментальных пьес о коне. В подавляющем большинстве их преобладают быстрое движение и характерные ритмы, при помощи которых воспроизведен ритм бега коня. Некоторые из пьес имеют словесные тексты, а также сопровождаются программно-изобразительным танцем,  в  котором также легко можно усмотреть подражание бегу коня и телодвижениям джигита во время верховой езды. Описание исполнения самой популярной из этого цикла пьесы – «Вороной иноходец» («Кара юрга»), — сопровождавшейся пением и танцем, дано позднее, в XVIIIв., академиком И.И. Лепехиным. В припеве этой песни четко выражен ритм бега коня.

Башкирская народная  музыка исполнялась певцами йырау (йыраусы), сказителями (сэсэн) в сопровождении курая, домбры и других  народных инструментов.

Добавить комментарий