Карта Йошкар-Ола

Народное художественное творчество

Эту статью мне посоветовал мой знакомый, которому понадобилась муфельная печь для его фирмы, поэтому он связался с надежной компанией, которая предоставила ему то, что было нужно, по доступной цене. Народное искусство достигло высокого развития у всех на­родов нашей страны.

Под названием народного искусства (народного художест­венного творчества) принято понимать совокупность произве­дений зодчества (с декоративными украшениями), устного народного творчества (фолькло­ра) и художест­венных промыслов.

Народное искусство (фольклор). Крупный фольклорист профессор В. И. Чичеров дает следующую классификацию жанров народного поэтического творчества: былины, исторические песни, сказки, пословицы и пого­ворки, загадки, песни (трудовые, обрядовые, хороводные, игро­вые и плясовые, колыбельные и детские и др.),  календарная поэзия и обряды (земледельческий календарь, религиозные суеверия в календарных обрядах, новогодняя обрядность, пес­ни и гадания, масленичные обряды, заговоры, заклинания и др.), семейная обрядовая поэзия, народная драма, рабочий фольклор (частушки, сказы, революционные марши и гимны, песни 1905 г. и пр.). Зачастую фольклорное произведение мо­жет играть роль исторического документа. В нем отображают­ся отдельные события из истории гражданской войны, фабрик и заводов, колхозного строительства, Великой Отечественной войны и т. д.

Древнейшим жанром фольклора являются календарные обрядовые песни, связанные с культом земледелия, олицетво­ряющие добрые или злые силы природы, трудовые песни, чет­кий ритм которых, подчиняясь рабочему ритму, облегчал труд. Помимо обрядовых песен были семейные (свадебные, похо­ронные, заплачки и причитания), последние сохранились и до сих пор. Большое место занимали (и занимают) лирические песни: любовные, семейно-бытовые, рекрутские и солдатские, посвященные крепостному праву, бурлацкие, ямщицкие, тю­ремные, шуточно-сатирические. В XVIIIв. зародилась фаб­ричная поэзия рабочих и еще позднее — частушки — совре­менные коротенькие песенки.

Большое место в народном творчестве занимают сказки. Сказочных сюжетов очень много, еще больше различных ва­риантов сюжета со значительными или незначительными из­менениями: сказки о животных, бытовые, волшебные сказки-легенды, короткие сказочные новеллы, анекдоты и сатириче­ские сказки с излюбленными героями — глупым и жадным барином, попом, сметливым и смелым солдатом. Народные идеалы и мечты о счастье порождали сказки о крестьянском герое и его удачливой судьбе.

Особый жанр коротких афоризмов, выражающих народную мудрость и жизненный опыт, представляют собой пословицы, поговорки. Во все времена они пользовались и пользуются в наши дни большой популярностью, постоянно встречаются в произведениях художественной литературы (например, ши­роко использованы в названиях пьес А. Н. Островского), в ре­чах и выступлениях ораторов.

Былины, исторические и духовные песни — это произведе­ния народного эпоса, имеющие особый склад и содержание. Былины — сказания героического характера, воспевающие подвиги, силу и мудрость древнерусских богатырей.

Исторические песни сродни былинам. Они обычно посвя­щались реальным героям, существовавшим в истории: С.Разину, Е.Пугачеву, С.Юлаеву и т. д. В настоящее время они, как и былины, почти исчезли, сохранились лишь кое-где в северных областях: в Архангельской, Вологодской, на Печоре, в Каре­лии. Совершенно выродившийся вид народной поэзии — духов­ные стихи, обычно религиозного содержания. Пели их нищие, «калики перехожие» вблизи монастырей и церквей.

Песни, сказки, пословицы и поговорки не исчезли и в наше время. Теперь они наполнены новым, современным содержа­нием; народ вкладывает в них иные надежды, иные мысли и чувства.

Народное творчество во все времена оказывало большое влияние на литературу. Присущие отечественной художествен­ной литературе национальные черты, народность, самобыт­ность, образность, язык, — все они — следствие тесной связи с народом, его творчеством, его духовным богатством. Еще в дореволюционное время народ знал и любил лучших наших писателей и поэтов, пересказывал по-своему их произведения, озвучивал и пел стихи. В тех местах, где они подолгу жили, их культура влияла на население, воспитывала, просвещала. Это оставило заметные следы в развитии культуры края.

Очень интересен для изучения детский фольклор: дразнилки, игровые песенки, считалочки.

Получила широкое распространение народная самодея­тельность: музыка и музыкальные оркестры, песенные хоры с многоголосьем, разнообразные народные танцы.

Запись фольклора. Первое и основное правило — точность записи. Записывать надо слово в слово, ничего не пропуская и не переделывая, в том числе, не смягчая грубых выражений (в фольклоре встречается и это). Записаны долж­ны быть все повторения, каждая частица, вроде «ах» да «эх», иначе нарушится ритм, особая окраска рассказа; нельзя упу­стить также и все особенности местного говора.

Фольклор записывают сокращенно. Сокращаются до одной буквы повторяющиеся слова, имена собственные и суще­ствительные. Записав их один-два раза полностью, в дальней­шем они обозначаются начальной буквой. Сокраще­ния в скорописи для каждого индивидуальны.

Запись фольклора легче всего вести вдвоем, по очереди: 5—10 слов записывает один, потом другой начинает запись с того слова, которым окончил первый.

Удобнее всего пользоваться портативным магнитофоном или диктофоном. Запись получается точнее и передает все особенности речи исполнителя.

Речь рассказчика нельзя прерывать вопросами или репли­ками. Это сбивает с толку, расхолаживает. Даже если рас­сказ неинтересен, необходимо выслушать его до конца и навести рассказчика вопросами на нужную вам тему.

Второе обязательное условие — паспортизация каждой записи. Следует записать все основные сведения об исполни­теле:

  • § фамилия, имя, отчество;
  • § национальность;
  • § возраст (год рождения);
  • § здешних ли мест уроженец, если нет, когда и откуда
  • § приехал сюда;
  • § специальность;
  • § образование рассказчика;
  • § подробный адрес.

Помимо этого, очень важно знать, от кого слышал расска­занное исполнитель, от кого перенял (т. е. проследить пути распространения рассказанного). Важно знать и характери­стику населенного пункта, где проводится исследование, есть ли (и насколько велики) культурные связи с городом, состав населения данной местности: является ли большинство жите­лей старожилами, или население смешанное, или преобладает народ, недавно переселившийся сюда. Все эти сведения дадут возможность сделать правильные выводы и заключения при изучении собранного материала.

Записанные сокращенной записью фольклорные про­изведения обязательно в тот же день должны быть переписа­ны полностью. Если отложить текст, то все замеченные детали рассказа забудутся. Восстановить их в памяти пол­ностью через два-три дня будет трудно, даже невозможно.

Добавить комментарий