Карта Йошкар-Ола

Башкирский народный костюм

Об этой статье мне рассказал мой знакомый, которому понадобились окна киев по разумной цене. Он нашел отличную компанию, которая продала ему окна высокого качества за доступную цену. Он очень доволен. Стиль башкирского костюма длительное время определя­ли особенности, типичные для общества кочевников-скотоводов. Сукно домашней выделки, ткани из растительных волокон, кожа, овчины, меха были основными материалами при изготовлении одежды. Издавна, как и у других кочевников, в башкирском быту большим спросом пользовались шелка, бархат и другие кустарные и фабричные ткани.

Верхние халаты и камзолы были повседневной и празд­ничной одеждой в течение всего года. Костюм людей молодого и среднего возраста отличался у башкир яркостью. Отдавалось предпочтение красному цве­ту в сочетании с зеленым и желтым, реже использовался синий. В старинной белой одежде красной была отделка — вышивка, аппликация. Для верхней одежды, особенно у пожи­лых, употреблялись черные ткани.

На одежду, головные уборы нашивали кораллы, ракови­ны-каури, перламутр, бисер, серебряные бляхи, монеты. Ори­гинальными произведениями искусства были нагрудные и наспинные украшения, перевязи, ожерелья, накосники.

Ювелирные украшения: перстни, браслеты, серьги, изящ­ные подвески — выполнялись в технике чекана, штамповки, гравировки, филиграни; металл оживлялся вставками из сер­долика и бирюзы.

Наряду с сапогами и кожаными башмаками шили обувь с суконными голенищами. Находили применение и лошади­ные шкуры.

Башкирский костюм чрезвычайно многообразен и богат. В основе этого лежат культурно-этнические особенности влившихся в состав башкир древних и средневековых племен и народов. Местное своеобразие проявлялось в форме жен­ских головных уборов и украшений, в традициях декоратив­ного оформления одежды, в характере орнамента.

Для населения горной и зауральской Башкирии была характерна нарядная верхняя одежда, обшитая цветным сукном и позументом. Шерстью и шелком выполнялись на ней узоры — «солнца», роговидные мотивы, треугольники-амулеты. В декоре использовались кораллы, бисер, перламутровые кружки, серебряные подвески. Красочны были праздничные белые чекмени. Костюм дополнял удлиненный коралловый нагрудник «селтэр». Колоритным женским убором был шлемообразный «кашмау».

В бассейне Демы и Уршака верхняя женская одежда в углах подола и на спинке украшалась обильно монетами. На полуовальный нагрудник  «хакал» нашивали разнообраз­ные серебряные бляхи, сердолик, бубенчики.

Север Башкирии славился тканой одеждой с разноцветны­ми узорами в виде розеток или полос. В музеях сохранились узорные платья, фартуки, штаны жениха. По всему се­веру молодые женщины и девушки носили колпачки с бисе­ром или жемчугом. Украшениями были бусы или серебряные ожерелья.

На северо-востоке Башкортостана и в деревнях челябин­ского и курганского Зауралья головным убором женщин бы­ло красочное покрывало «кушъяулык». В старину здесь носи­ли полотенцеобразные вышитые уборы «тастар» и налобники. Зауральские мастерицы славились изготовлением нарядной обуви с белыми суконными голенищами, украшен­ными на заднике аппликацией — сэрык.

Нарядные праздничные комплекты — платья и фартуки с многоцветным тамбуром из северо-восточных районов Башкортостана — остались как свидетельство расцвета выши­вального искусства.

В настоящее время национальный башкирский костюм сохранился в несколько измененном виде в тех районах, где развиваются фольклорные традиции. Чаще же традицион­ную одежду можно увидеть лишь в музеях республики и за ее пределами: в хранилищах Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Челябинска, Оренбурга, Казани. Она становится объ­ектом изучения с научной, художественной и практической точек зрения. Национальная специфика возрождается художниками-профессионалами всех направлений.

Традиции народного костюма живут и развиваются в фольклорных коллективах, организованных при Дворцах культуры на предприятиях городов и в районах республики. Яркозрелищны выступления Башкирского государственного ансамбля народного танца. В течение ряда десятилетий этот творческий коллектив являлся активным пропагандистом не только народного хореографического искусства, но и колорит­ной национальной одежды.

В художественных комбинатах республики сделано нема­ло для выявления наиболее ценного, подлинного, для созда­ния вещей, отвечающих духу времени.

На основе использования художественных традиций со­здаются образцы сувениров, бытовых вещей и современной одежды. Преемственность традиций осуществляется путем привлечения искусных ткачих, вышивальщиц, вязальщиц из сельской местности. Изготовляются шерстяные варежки, чул­ки, теплые шарфы, шали, кофточки, пояса, цветные тюбетей­ки, домашняя обувь.

Добавить комментарий