Карта Йошкар-Ола

Из истории башкирского народного зодчества

Эту статью мне посоветовал мой знакомый, котрому понадобилось проектирование вентиляции для его нового дома, и его выручила надежная компания, которая спроектировала вентиляцию быстро и недорого, а главное – качественно! Взаимопроникновение различных культур, их органичный сплав с местной архитектурой традицией — ха­рактерная черта архитектуры Башкирии. Пери­од зарождения архитектурно-строительной культуры у древних племен, населявших территорию Башкирии, характеризуется созданием простейших укрытий и стоянок. Первые поселения древних людей де­лились на стоянки, городища и так называемые протогорода. В процессе формирования кочевого уклада у древних башкир возникает и совершенствует­ся основной тип жилищ временных — «тирмэ» — переносная разборная круглая или много­гранная в плане войлочная юрта. Она использо­валась вплоть до начала ХХв., являясь образцом воплощения основных архитектурно-планированных и художественных принципов жилища, обусловленных природно-климатическими, хозяйственно-экономическими, культурными и религиозными особенно­стями региона. Характер использования временных жилищ был продиктован сезонными кочев­ками. В Х—ХIIвв., в. так называемый булгарский период, с возникновением тенденций этноса к оседлости, в системе временных поселений появляются по­стоянные жилища (первоначально зимние, а впоследствии круглогодичные).

Зодчество в своих памятниках ярко отражало существующее экономическое неравенство.

Основным строительным материалом в крае с древ­нейших времен было дерево. Вследствие этого архитек­турные памятники сравнительно быстро исчезли, а сохранившиеся единичные постройки относятся к началу X.IXв. и более позднему времени.

Наиболее распространенным простейшим типом сельского жилища у башкир в прошлом и в настоящее время является «дурт мейешле ей», что в переводе оз­начает «четырехугольный дом». В этом названии, бытующем и в наши дни, продолжает жить отголосок да­лекой старины — тех времен, когда впервые появились многогранные постройки, которые в отличие от сущест­вовавших до них безуглых (круглых), стали называться по числу своих углов.

Несмотря на ограниченность типов сооружений весьма примечательным было впечатление разнообра­зия и неповторимости застройки поселений. Мастера плотницкого дела, осуществлявшие постройку, стреми­лись придавать каждому объекту индивидуальные чер­ты. Достигалось это некоторым варьированием конст­руктивных элементов и декорированием фасадов. В ка­честве основного средства декора применялась резьба. Простыми, а иногда довольно сложными узорами ук­рашались наличники окон, ставни, фризовые доски, фронтоны, слуховые окна.

В домах, рубленных в XIXв., наличники окон деко­рировались весьма скромно. Применялись в основном два мотива: ромб и круг как символическое изображе­ние восходящего солнца. Наибольшее применение получили 8-видные завитки, сравниваемые с изгибом лебединой шеи и осуществляемые в самых различных комбинациях. Нередко 8-видная фигура получает до­полнительные завитки…

В процессе длительного развития четырехстенный дом, как и другие типы, постоянно видоизменялся и улучшался. Изучая постройки двухсотлетней давности, трудно установить, что наибольшую эволюцию претерпела внутренняя структура и значительно меньшую конструктивная основа и внешний облик.

Архитектурные качества народного жилища вообще и башкирского в частности, проявляются прежде вам во внутреннем устройстве. Внутренняя структура башкирского дома, имея некоторые общие моменты с устройством дома этого типа у других народов, в то же время отличалась своими неповторимыми особенностями и отличительными чертами, исходящими из конкретных условий.

Наряду с другими, чисто бытовыми причинами, определяющее действие на планировку башкирских  жилищ оказал ислам. На протяжении столетий мусульманская  религия  устанавливала  правила  поведения. Одним из его требований было разделение жилища на мужскую и женскую половины с изоляцией последних. Планировочный принцип, обусловленный этим правилом, был одинаково обязательным для всех типов   жилых домов.

Разделение единого объема четырехстенного дома достигалось двояким способом:  в одном случае создавались два самостоятельных входа в дом, в другом при   одном   общем   входе   устраивался   внутри специальный проход-коридор в женскую половину, совмещенную с кухней.

На рубеже XIX-XXвв. у башкир появляются пятистенки. В 30-е гг. XXв. широкое распространение  получили также дома с прирубом — четырехстенок, имеющий пристройку. Будучи заимствованными конструктивными типами, эти дома в процессе их использования претерпели     значительные     изменения     внутренней структуры, продиктованные особенностями социального и хозяйственного уклада жизни башкир.

Предметы быта

Утварь. При полунатуральном хозяйстве почти вся утварь изготовлялась самими крестьянами или местными ремеслен­никами. Посуда в основном была глиняная (горшки, крынки, миски, корчаги и т. д.). Ложки, хлебницы, тарелки, солонки, ушаты, ковши, бочки были деревянные. Металлическая посуда считалась редкостью, еще более редкими были изделия из стекла, фаянса, фарфора. Из железа делались ухваты, кочер­ги, сковороды и светцы для лучины. Городские товары стали проникать в село в XIXв., в основном это были вначале чугуны и самовары. Постепенно стали появляться утюги (ранее были деревянные скалки с зубчатым валиком для «раскаты­вания» или «катания» белья), затем металлические ложки, вилки, стекло, фаянс.

Орудия производства. Орудия производства, бытовавшие в крестьянских хозяйствах в дореволюционное время, рассматриваются как предметы утвари. Эти ору­дия труда в области сельского хозяйства, рыболовства, охоты, домашнего промышленного производства (ткачество, гончар­ное производство, кузнечное дело, сапожное и т.п.), вероятно, и теперь сохранились кое у кого.

Одежда

Традиционный костюм — яркий определитель националь­ной принадлежности человека. Состав одежды, ее покрой, ха­рактер декора обычно складывались в течение многих веков и были обусловлены хозяйственно-бытовым укладом народа, его культурно-историческим развитием.

Народный костюм — ценнейший памятник народного творчества. В единый художественный ансамбль в народной одежде включалось искусство кроя, узорного ткачества, вы­шивки, аппликации, обработки кожи, металла.

Добавить комментарий