Карта Йошкар-Ола

Памятники архитектуры Республики Башкортостан

Об этой статье мне рассказал мой знакомый, который узнал про сервис объявлений бум и сразу же воспользовался этой услугой. Объявления можно подать быстро и совершенно бесплатно, поэтому там много посетителей. На территории республики насчитывается свыше 300 зарегистрированных памятников, представляющих архитектуру республики с середины XVIIIв. Архитектурных сооружения пре­дыдущих эпох почти не сохранились. В 1990г. при Министерстве культуры БАССР создан научно-производственный центр по охране и использова­нию памятников истории и культуры, целью которого является выявление, изучение и ре­гистрация памятников архитектуры республики, подготовка базы для проведения реставрационных работ.

В архитектуре Башкортостана преломи­лись все известные стили. Наиболее известными памятниками архитектуры являются нижеперечисленные здания.

Верхоторский медеплавильный завод. Один из старейших заводов на территории республики, уникальный образец промышленной архитектуры. 3авод представляет собой архитектурно-промышленный комп­лекс, состоящий из заводских корпусов (1759г., 1867г.), плотины с дамбой, мельни­цы, школы, детского дома (более поздние по­стройки), кирпичной фабрики (1895г.), кузницы (1867г.), кирпично-обжиговой печи (1896г.) и госпиталя. На заводской территории при содей­ствии помещицы А.И.Дурасовой в 1788г. была построена каменная церковь Казанской Божией Матери, завершившая архитектурный ан­самбль завода. В основе ее объемно-плани­ровочного решения лежит классическая схе­ма крестово-купольного культового соору­жения.

Церковь Дмитрия Солунского (с.Надеждино Белебеевского района). Время ее по­стройки по одним источникам относится к 1776-80гг., по другим — к 1799г.. По­строена в родовом имении Аксаковых А.В.Мустафиным — дядей писателя С.Т.Аксакова во имя великомученицы Да­рьи. В основе объемно-пространственной компо­зиции каменной церкви лежит схема храма базиликального с примыкающей колокольней. При храме была церковно-приходская шко­ла.   В   1991г.   церковь   отреставрирована  и является действующей. В с.Надеждино от­крыт музей Аксаковых.

Никольская церковь (с.Николо-Березов­ка Краснокамского района), монументальное и самое высокое культовое сооружение в республике. Архитектор неизвестен. Никольская церковь, по пре­данию, 4-я со времени существования се­ла, основанного в 60-х гг. XVIв. Яковом Строгановым. Ни одна из этих церквей не сохранилась. Последний каменный храм в честь Святителя и Чудотворца Николая был по­строен в 1810г. на берегу р.Камы в стиле раннего классицизма, сохранившего некоторые черты барокко. Построена церковь на пожертвованные средства. Храм имеет 3 при­дела: во имя великомученицы Екатерины (освящен в 1816г.), Святителя Николая (ос­вящен вторично в 1881г.), Живоначальной Троицы (освящен в 1882г.). 60-метровая многоярусная колокольня доминирует над окружающим пространством и украшает ландшафт. В 1930г. церковь была закрыта.

Торговые ряды (Гостиный двор) находятся на Верхнеторговой площади г.Уфы. Памятник архитектуры ре­гионального значения, отражающий историю градостроительного, архитектурного, экономического и культурного развития города. Построены в 1820 — 36гг. по проекту профессора архитектуры А.И.Мельни­кова в стиле классицизма, в 1860 — 64гг. бы­ли расширены. В 1940 — 43гг. главный архитектор Уфы Д.И.Сметанников перепроектировал их под Уфимский хлопчатобумажный комбинат, в результате чего арочные пролеты откры­той галереи из 28 пилонов слабо выражен­ного дорического ордера были наглухо заде­ланы. Верхнеторговая площадь, композиционным центром которой являлись Торговые ряды, представляла собой градообразующую ось, вокруг которой скла­дывался весь планировочный центр города.

Килимовский дворец (с.Килимово Буздякского района) представляет собой архитектурный ансамбль. Архитектор неизвестен. Усадьба состо­ит из дворца, выполненного в духе клас­сицизма с использованием мотивов восточной стилистики (1852г.), мечети (1856г.), парков (Нижнего и Верхнего), расположенных на берегу реки. Усадьба принадлежала потом­кам А.И.Тевкелева. В настоящее время зда­ние дворца реставрируется.

Дом губернатора (Уфа, ул.Тукаева, 23). Построен в начале 50-х гг. XIXв. по проекту академика Академии художеств А.Д.Захарова. Губернский архитектор А.А.Гопиус сумел привязать проект к довольно слож­ному рельефу местности. Дом губернатора явился пос­ледним зданием, завершившим формирова­ние Соборной площади, которая представляла об­разец развитого городского ансамбля позд­него классицизма. По плану В.И.Гесте на площади разместился весь административный центр города, состоящий из здания Присутственных мест (1839г., ныне ул.Фрунзе, 45), Мужской гим­назии (1830-е гг., ныне ул.Фрунзе, 47), Ду­ховной семинарии (1827гг., ныне ул.К.Мар­кса, 3) и Дома губернатора. Доминантой ансамбля стал Воскресенский кафедральный собор. В 80-е гг. XIX в. были пристроены каменная канцелярия и 2-этажная галерея. Особенностью внутреннего пространственного решения главного здания является ритмически построенная анфилада помещений с главным за­лом в центре, что типично для позднего клас­сицизма.

Здание Депутатского дворянского соб­рания (Уфа, ул.Ленина, 14, ныне Уфим­ская  государственная академия искусств)   построено в   1856г.,   автор  проекта  А.А.Гопиус. Это первое здание,  в котором наблюдается переход от уфимского ампира к стилизации к свободному   использованию  традиционных форм.  Аттик фасада здания украшал  лепной  герб  Уфы,   увенчанный  короной.  Богатством   декоративного   убранства   отличается интерьер  здания:  парадная 3-маршева лестница  из  литого  чугуна,   изготовленная на одном из уральских заводов, плоские своды потолка вестибюля,  изразцовые печи,  выложенные лазурной плиткой, лепнина, паркет.

Здание клуба Уфимского общества  взаимного  вспоможения  частному  служебному труду (Уфа, ул.Социалистическая, бывшая  Бекетовская) представляет   образец  типичнее зодчества   2-й   половины XIXв., построено в 1872 – 74гг. купцом первой гильдии Паршиным.   Архитектор   неизвестен.   2-этажное деревянное здание  на  кирпичном   оштукатуренном цоколе является  ярким  образцом  купеческой эклектики,   отразившей   сильно   neреработанные элементы готики, напоминающие фахверковые жилые дома западной архитектуры, а также традиции восточного, древнерусского  классицизма.  В  орнаменте  фасада использована ажурная и накладная пропильная и глухая резьба.  В интерьере интерес представляет высокий зал с галереей и богатой лепниной.

Усадьба   купца   П.А.Алексеева (ул.Аксакова,  56).  Дома,  построенные династией купца Алексеева в 1878г. представляли  собой   единый   архитектурный ансамбль, куда входили медоваренный и медогонный  заводы,   складские  и   жилые помещения, магазин по продаже пчелиного меда и   вощины.   Архитектор   неизвестен. Высоким уровнем   благоустройства  отличалась планировка участка с кирпичными  арочными воротами,   открытой верандой по  типу ротонды и колодцем.  Весь архитектурный  ансамбль выдержан в так называемом «кирпичном стиле».

Дома А.Ногарева  (г.Уфа)    Архитектор неизвестен.   Дома Ногарева,   уфимского   миллионера, владельца чугунолитейных   заводов   на   Южном Урале, представляли  собой   архитектурно-художественный комплекс, включающий гостиницу и ресторан. Гостиница   «Метрополь»   по   ул.Центральной (ныне ул. Ленина,   10) открылась в 1899г., а   ресторан   и   школа   поваров  по  ул.Пушкинской (Пушкина,  104)  -  в 1909г. Арочные ворота со   стороны   ул.Губернаторской (ул.Советская)  и  ограда  как бы замыкают всю архитектурно-художественную композицию. Здание отразило эстетические воззрения зодчих начала XXв., когда архитектура Уфы развивалась в духе стилизаторства, отражающего  народнические устремления так называемого  «русского стиля».

Дом  Е.А.Поносовой-Молло (Уфа, ул.К.Маркса, 6, бывшая  ул.Александровская, ныне   здание   Президиума   Уфимского Научного центра РАН).   Построен  в  конце  XIXв. по заказу купца   С.С.Манаева,   по   проекту неизвестного архитектора   Санкт-Петербургского общества архитекторов.  С 1908г. особняк принадлежал Е.А.Поносовой-Молло. Это первое здание в стиле «модерн»  в архитектуре Уфы. Демонстрирует принцип формирования архитектурной формы изнутри   наружу.   Два   боковых   полукруглых крыла   ограды   на высоком цоколе,   примыкающих   к   высокому и глубокому портику основного  здания,  сад,  фонтан,  подсобные  помещения и сам особняк   —   замеча­тельный  образец усадебной культуры начала XXв., сочетающий мотивы  барокко  и ре­нессанса.   В  начале   1980г.  проведена реставрация по проекту архитектора Р.Салимова.

Особняк купца М.А.Лаптева  (Уфа,  ул. Гоголя.   27,   ныне   Художественный  музей М.В.Нестерова).    Построен   в   1913г.   по заказу   уфимского   купца,   крупного   лесопромышленника  М.А.Лаптева,   по  проекту самарского архитектора А.Щербачева.  Мастер создал здание,   которое   можно   отнести   к   модернизированному ренессансу.   В   проработке   фасадов зодчий   предпочел   сдержанность,   простоту изящество архит.  отделки,  геометризированные формы   в   декоре,   что   свойственно   более позднему  модерну.  План здания сформирован свободно, исходя  из  целесообразности помещений.   Черный   двор   с   1-этажными службами   и   баней,   чистый   двор,   сад   с бассейном  и сам  особняк  представляли  собой образец  усадебной  архитектуры  XXв. В 1988г.   проведена   реставрация   основного здания.

Крестьянский  поземельный   банк   (Уфа, Советская,   14,   ныне   Национальный музей РБ).  Архитектор Друккер  Представляет собой  яркий  образец  стилизированного  модерна,   связавшего   элементы   древнерусского   и романского стилей.   Использованы  металл, бетон,  стекло,   керамическая   облицовка. Здание   строилось   в   два   этапа.   Часть построена в  1906г. Вторая половина  здания выполненная   в   идентичном   стилистическом ключе,   была   построена   в   годы   Великой   Отечественной войны

Хакимовская мечеть (Уфа, ул.Бекетовская, ныне Социалистическая, 11). Построена в 1907 — 08гг. купцом А.Хакимовым. Парные минареты мечети на высоком 3-ярусном основании состояли из 2 поставленных друг на друга цилиндров разного диаметра, декорированных в верхней части рельефным кирпичным орнаментом и завершенных пологой кровлей. Вследствие искажения пропорций и изменения внешнего облика здания после уничтожения  минаретов в 1939г. архитектура утратила
свою выразительность. Нарушены и каноны внутренней планировки мечети, в результате чего молитвенные залы, михраб и вестибюль «потерялись» в многочисленных перегородках.

Дом П.И.Костерина и С.А. Черникова (Уфа, ул.Пушкинская, ныне ул.Пушкина, 86).   Построен в 1907г. по проекту самарского архитектора А.Щербачева, является образцом раннего «изобразительного модерна». Дом сдавался заезжим купцам. В 1985 г. произведена реставрация.

Покровская церковь  (с. Ира Куюргазинского района) построена в  1914 — 15гг. по проекту московского архитектора М.Е. Приемышева. Покровская церковь является образцом национального ретроспективизма неорусского стиля.  Это последнее дореволюционное  культовое сооружение на территории Башкортостана. Силуэт и пропорции церкви, общая   мажорность ее образного решения далеки от храмового зодчества и отражают сочетание   взаимодействие архаичных форм русского зодчества с техническими достижениями ХХ в. Здание с 30-метровой колокольней объемно-силуэтной доминантой села.

Добавить комментарий