Карта Йошкар-Ола

Археологические памятники Республики Башкортостан Пещера Шульган-Таш — памятник древнекаменного века

Эту статью мне посоветовала моя знакомая, которая в доме установила точечные светильники почти во всех комнатах. Светильники недорогие, но очень качественные, и смотрятся они потрясающе.
Уникальным памятником человека древнекаменного века является пещера Шульганташ (Капова) в Бурзянском районе в верховьях реки Белой. Уже сама эта пещера является вы­дающимся памятником природы. Она состоит из трех этажей.

Богатые природные условия, наличие сухих обширных и легкодоступных залов привлекли внимание первобытного человека, и он уже примерно в XIV—XI тысячелетиях до н. э. прочно освоил пещеру. На стенах некоторых залов верхнего и среднего этажей найдены различные рисунки красной ох­рой. Главные рисунки собраны на двух стенах зала верхнего этажа, где имеются изображения шести мамонтов, двух ло­шадей, носорога. Все животные переданы в реалистичной ма­нере и в движении идут влево. Новейшие исследования пока­зали, что рисунки выполнены в XII—X тысячелетиях до н. э. Любопытно, что при исследовании культурных отложений около рисунков обнаружены обломки каменного и глиняного сосудов, где хранилась краска. Химический анализ позволил установить, что в составе краски (охры) имелся животный клей. Рисунки фигур мамонтов, подобные шульганташским,  обнаружены на стенах Игнатьевской пеще­ры близ г.Аша (Челябинская область).

Уральские рисунки древней живописи являются единст­венными в своем роде на территории Восточной Европы и Се­верной Азии. Аналоги им известны в Западной Европе (Франция, Испания), хотя по своим стилевым особенностям они образуют особую группу. Но все они, по единодушному мнению исследователей, имели религиозно-мифологическое значение и являлись объектами всеобщего поклонения.

Тогдашний человек очень мало знал об окружающем ми­ре, возникновении и развитии жизни на Земле, и его судьба полностью зависела от природы. В этой обстановке у него сло­жились представления о том, что вся жизнь на Земле управ­ляется богами и они покровительствуют людям, животным, лесам, ветрам и другим явлениям природы: от их желания за­висит успех любого дела человека. Чтобы задобрить богов-по­кровителей, в их честь приносили жертвы, исполняли раз­личные обрядовые песни, танцы. Не подлежит сомнению, что подобные магические действия совершались и перед рисунка­ми пещер Шульганташ и Игнатьевской.

Имеющиеся материалы позволяют утверждать, что рисунки в пещере Шульган-Таш оставались доступными населению Южного Урала всех последующих времен, вплоть до совре­менных, оказывая эффективное воздействие на воображение народов края. Об этом свидетельствуют многочисленные памятники башкирского фольклора, где речь идет о царстве Шульгана, несметных богатствах и бесчисленных стадах жи­вотных на дне глубокого озера. Здесь не исключена прямая связь указанных сюжетов с озерами, рисунками, именем царя и названием пещеры.

В эпосе «Акбузат» царь Шульган олицетворяет все злые силы, причиняющие вред людям. Главный герой эпоса Хаубан во время охоты на озере подстреливает золотую утку, ко­торая заговорила человеческим языком.

Утка умоляет отпустить ее, пообещав в уплату табу­ны лошадей и стада животных.

Так прослеживается связь тысячелетий через памятники древнего искусства и устного народного творчества башкир.

Добавить комментарий