Карта Йошкар-Ола

Для интенсификации показа на автобусной экскурсии экскурсовод должен находиться в строго определенном месте

Для интенсификации показа на автобусной экскурсии экскурсовод должен находиться в строго определенном месте. Практикой оно точно установлено – первое сиденье (когда экскурсовод сидит) и у кабины водителя (если он стоит). Но во всех случаях во время рассказа экскурсовод должен быть лицом к слушателям.

Работа с объектами во время движения определяется двумя обстоятельствами: во-первых, группа не может  быть расположена по отношению к объекту иначе, чем это позволяет дорога, и во-вторых, зритель постоянно перемещается по отношению к объекту. В этих условиях экскурсоводу нужно найти на маршруте движения наиболее удачное место показа объекта, откуда он был бы лучше всего виден всей  группе. Эффективность показа во многом зависит от изучения экскурсоводом данных об особенностях каждого объекта и условиях его показа. Мы имеем в виду особенности расположения объекта,  выбор наиболее благоприятного места его обзора, учет времянахождения его в поле зрения экскурсантов, выразительность, размеры, удаленность объекта от автобуса, приемы ориентирования. Экскурсовод должен хорошо знать, когда появится объект в поле зрения группы и уметь рассчитать начало своего рассказа к моменту появления объекта. Одной из особенностей этой работы является опережающий его осмотр, то есть предварительная подготовка слушателей к восприятию объекта, который может по­явиться в поле зрения лишь на короткое время.

Во время движения автобуса экскурсовод не всегда может рассчитывать на то, что в пределах видимости находится сле­дующий объект. В подобных условиях экскурсовод, хорошо изучивший маршрут, безошибочно определяет момент, когда объект появляется. Ему помогают такие ориентиры, как знакомые здания, дорожные знаки, повороты, изменения профиля дороги, складки прилегающей местности, и другие. Одним из важных условий подготовки к авто­бусным  экскурсиям  является  тщательное изучение маршрута, точное знание мест наилучшей видимости объекта.

Показ объектов в движении также требует использования специфических приемов. Очень часто из окна автобуса открывается широкая панорама местности с многочисленными объектами, заслуживающими внимания. Экскурсовод должен, показав панораму, затем сосредоточить внимание группы на каком-то одном хорошо ви­димом объекте. А затем, используя его как ориентир, можно показывать другие объекты. Показ в подобных условиях требует строгой последовательности. Бессистемное перескакивание с объекта на объект не достигает цели и вызывает досаду у экс­курсантов, не успевших сориентироваться. Поэтому очень важно точно сориентировать слушателей, направив их внимание на первый объект.

Если же несколько объектов, требующих показа, расположены один за другим на равном удалении, то показ следует начинать с ближнего. Обратный порядок показа возможен лишь в том случае, если дальние объекты появляются в поле зрения и исчезают раньше, чем ближние. В тех случаях, когда объект плохо виден из-за тумана, дождя или особенностей освещения, думается, не следует тратить времени на ориентирование и показывать его. Если же он очень важен, следует дать справку о нем, сообщить его местоположение по отношению к какому-либо хорошо видимому объекту и затем, пользуясь приемом словесной реконструкции, воссоздать его облик. Не следует показывать то, чего не может увидеть вся группа. Если же экскурсовод решил показать подобный объект группе, то он должен заранее попросить водителя остановить машину, чтобы люди смогли спокойно рассмот­реть достопримечательность. Показ хорошо видимых одиночных объектов особых трудно­стей не представляет. Тут достаточно одного жеста экскурсовода или краткого ориентирования по отношению к автобусу или направлению его движения.

Добавить комментарий