Карта Йошкар-Ола

Методика показа объектов пешеходных экскурсий

Об этой статье мне рассказал мой приятель, который перед ремонтом заказал композитные панели в Брянске в компании «Технострой Фасад». С помощью этих панелей он смог изменить дизайн своего старого дома, сделал его современным и придал эстетический вид. Методика показа объектов пешеходных экскурсий в целом такая же, как и в других видах экскурсий. Главное требование при их проведении, как и любой экскурсии, заключается в том, что показ объектов должен быть подчинен общей задаче и теме экскурсии.

Проводя пешеходную экскурсию, необходимо соблюдать чувство меры. Увеличение количества экскурсионных объектов отрицательно сказывается на слушателях: они теряют интерес к окружающему. Не нужно перегружать экскурсантов разнородными сведениями: датами, названиями, именами, цифрами.

Называя фамилии архитекторов, ученых, деятелей культуры и других выдающихся людей, рекомендуется стремиться вызвать у группы определенные ассоциации, напомнить о данном деятеле что-либо, что может быть уже знакомо экскурсантам.

При проведении пешеходной экскурсии по городу экскурсовод рассказывает о событиях, происходивших в прошлом на той или иной площади или улице. Для того, чтобы экскурсанты представить себе события, экскурсоводу необходимо использовать метод реконструкции, словесно воссоздать облик места и объекта таким, каким он был в описываемую эпоху. Чтобы воссоздать прошлое, необходимо глубокое знание исторического материала в деталях, применительно к данному конкретному объекту и месту.

Материал в пешеходной экскурсии лучше излагать в виде художественного рассказа с красочными, запоминающимися подробностями, только такой рассказ может эмоционально воздействовать на воображение экскурсантов и заставить их увидеть то, что было здесь много лет назад.

Воссоздание того или иного объекта, события, экскурсовод может привлекать выдержки из воспоминаний, мемуаров, краеведческих очерков, из художественных произведений. Подобные цитаты усиливают общее впечатление от экскурсии.

Большое значение в экскурсии имеют логические переходы. Они делают рассказ единым, связанным органически. Это особенно важно в городских обзорных экскурсиях, где объекты расположены так, что трудно излагать ход событий в строго хронологическом порядке, а памятники различных эпох располагаются нередко рядом.

Логические переходы должны связывать не только отдельные темы, излагаемые на остановках по маршруту экскурсии, но и группу узловых вопросов, раскрывающих тему на одной остановке. Хорошо, когда эти переходы продуманы и органически вытекают из содержания рассказа, подводя слушателей к восприятию материала на следующей остановке. Продуманные переходы всегда подчеркивают целенаправленность экскурсии.

Одним из составных элементов экскурсии является заключение. Оно помогает систематизировать в сознании слушателей многообразный материал, полученный в экскурсии, дает возможность четко изложить общие выводы и кратко сформулировать общий итог экскурсии.

Оживляет экскурсию и способствует лучшему раскрытию темы использование наглядного иллюстративного материала (фотографий, репродукций с картин, планов, карт, схем). Вместе с тем использование иллюстративного материала в пешеходной экскурсии имеет ряд требований. Экскурсовод не должен подменять подлинные объекты, а лишь дополнять рассказ о них. В пешеходной экскурсии необходимо использовать «портфель» экскурсовода для показа перспективных планов развития города, когда сообщается о размерах строительства в городе, о проектах будущих зданий, улиц, площадей, кварталов.

Рассказ экскурсовода в сочетании с иллюстративным материалом дает возможность слушателям представить более ярко, живо и конкретно исторические события или перспективы будущего. Число фотографий, схем, планов, как показала практика, не должно превышать 10-15, так как слишком большое количество иллюстративного материала может затянуть рассказ и рассеет внимание экскурсантов, отвлечет их от главного – от восприятия подлинных памятников.

В ходе экскурсии у слушателей возникает ряд во­просов, на которые экскурсоводу следует ответить. Формы ответов на вопросы могут быть различными. Если задается вопрос, представляющий интерес для всей группы и ответ на вопрос содействует более глубокому раскрытию темы, следует ответить на него так, чтобы было слышно всей группе. Для этого необходимо громко повторить заданный вопрос и сразу ответить на него.

Необходимо, чтобы вопросы, касающиеся истории города, даже непосредственно с темой не связанные, также становились достоянием всей группы, но ответы на такие вопросы лучше давать во время пауз или в конце экскурсии, они не должны нарушать логическую стройность рассказа.

Ответы на вопросы должны быть лаконичными, конкретными, но достаточно полными.

В общении с людьми во время пешеходной экскурсии первостепенную роль играет эмоционально насыщенная, правильная речь экскурсовода.

Добавить комментарий